ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 133
(МАОУ СОШ № 133)
620105, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Ландау, стр.39 Б
http://школа133.екатеринбург.рф, е-mail: soch133@eduekb.ru, тел/факс +7982-728-33-87
ИНН 6658571477 КПП 665801001
ОКПО 99179866 ОГРН 1246600013120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.2
К ООП НОО МАОУ СОШ №133
Приказ №01.01.-02/23 от 29.07.2024г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ
Уровень – начальное общее образование (1– 4 классы)
Екатеринбург, 2024
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Основы логики и алгоритмики» (далее — курс) составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 05 2021 № 286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
с учётом Примерной программы воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23
июня 2022 г № 3/20)), Примерной основной образовательной программы
начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015
г № 1/15)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г № 649 «Об
утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Программа по
курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса,
содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и
учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику
курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана
внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения (по классам).
В
содержании
курса
представлены
дидактические
единицы,
распределённые по классам и разделам программы.
В тематическом планировании описываются программное содержание по
всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения и
характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при
изучении той или иной программной темы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Программа курса отражает:
перечень базовых навыков, необходимых для формирования
компьютерной грамотности;
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информационных технологий;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности
Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как
пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает
2
существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его
жизненную
позицию,
закладывает
основы
понимания
принципов
функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности На данном этапе
начинается формирование навыков будущего, необходимых для жизни и работы
в современном технологичном обществе Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для
формирования качеств личности, т е они ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх
основных тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
развитие алгоритмического и критического мышлений;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся
мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том
числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
формирование
понимания
принципов
устройства
и
функционирования объектов цифрового окружения;
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки
задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
формирование умений и навыков формализованного описания
поставленных задач;
формирование базовых знаний основных алгоритмических структур
и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
3
формирование умений и навыков составления простых программ по
построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
формирование умения грамотно интерпретировать результаты
решения практических задач с помощью информационных технологий,
применять полученные результаты в практической деятельности.
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В ПЛАНЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет
реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел
«Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел
«Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила
безопасной жизни»).
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов — по 1 часу в
неделю. В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по 34 часа.
Срок реализации программы — 4 года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные
занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности.
При этом, обязательная часть курса, установленная примерной рабочей
программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Техника безопасности при работе с компьютером. Устройство компьютера.
Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение). Понятие аппаратного
обеспечения компьютера. Знакомство с браузером. Понятие программного
обеспечения компьютера. Файл как форма хранения информации.
2.Теоретические основы информатики
Информация и способы получения информации. Хранение, передача и
обработка информации. Понятие объекта. Названия объектов. Свойства объектов.
Сравнение объектов. Понятие высказывания. Истинные и ложные высказывания.
Понятие множества. Множества объектов. Названия групп объектов. Общие
свойства объектов.
3.Алгоритмы и программирование
4
Последовательность действий. Понятие алгоритма. Исполнитель. Среда
исполнителя. Команды исполнителя. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Знакомство со средой формального
исполнителя «Художник».
4.Информационные технологии
Понятие «графический редактор». Стандартный графический редактор.
Запуск графического редактора. Интерфейс графического редактора.
Калькулятор. Алгоритм вычисления простых примеров в одно действие.
Стандартный текстовый редактор. Интерфейс текстового редактора. Набор
текста. Исправление ошибок средствами текстового редактора.
2 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок
Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления
окнами. Файлы и папки.
2.Теоретические основы информатики
Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие
информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу
восприятия. Носитель информации. Хранение, передача и обработка как
информационные процессы. Способы организации информации: таблицы, схемы,
столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по
способу представления. Введение в логику. Объект, имя объектов, свойства
объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний. Высказывания с
отрицанием.
3.Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства
алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя.
Поиск оптимального пути.
4.Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение
текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста.
Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла.
Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры,
цвет, ластик, подпись, кисти.
3 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная память, системный блок (описание и назначение).
Компьютер — универсальное устройство для работы с информацией.
Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение). Основные
элементы рабочего окна программы. Рабочий стол. Ярлык программы. Меню
5
«Пуск», меню программ Файлы и папки (инструкции по работе с файлами и
папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить). Поиск
информации.
2.Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме представления.
Способы организации информации и информационные процессы. Хранение,
передача, обработка (три вида обработки информации). Носитель информации
(виды носителей информации). Источник информации, приёмник информации.
Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы.
Представление информации. Виды информации по способу представления.
Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и отличающие свойства.
Нахождение лишнего объекта. Высказывания. Одинаковые по смыслу
высказывания. Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые». Решение
задач с помощью логических преобразований.
3.Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Понятие «Алгоритм». Способы
записи алгоритмов. Команда. Программа. Блок-схема. Элементы блок-схемы:
начало, конец, команда, стрелка. Построение блок-схемы по тексту. Циклические
алгоритмы. Блок-схема циклического алгоритма. Элемент блок-схемы: цикл.
Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме линейного
алгоритма. Работа в среде формального исполнителя.
4.Информационные технологии
Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа.
Интерфейс текстового процессора. Редактирование текста. Инструменты
редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить
ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Стандартный
графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты
графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон,
контур фигур, масштаб, палитра. Работа с фрагментами картинок. Копирование
фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование
изображений.
4 КЛАСС
1.Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и
обработки информации. Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет,
гарнитура, сенсорный экран. Основные и периферийные устройства компьютера.
Устройства ввода, вывода и ввода-вывода. Программное обеспечение (основные
и прикладные программы). Операционная система. Кнопки управления окнами.
Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая система компьютера.
2.Теоретические основы информатики
6
Понятие «информация». Виды информации по форме представления.
Способы организации информации и информационные процессы. Хранение,
передача, обработка (развёрнутое представление). Источник информации,
приёмник информации. Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства
объектов. Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и»,
«или».
3.Алгоритмы и программирование
Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс
визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы.
Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить»,
«показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол,
градусы, градусная мера) и вращение, движение Алгоритм с ветвлением и его
блок-схема. Использование условий при составлении программ на Scratch.
4.Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического файла.
Инструменты
графического
редактора:
карандаш,
заливка,
фигуры
(дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых
цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна.
Копирование и вставка фрагмента изображения. Коллаж. Текстовый процессор.
Создание и сохранение текстового документа. Редактирование текста средствами
текстового процессора и с использованием «горячих» клавиш. Инструменты
редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить
ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные
и нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы
организации информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст,
таблица, схема. Оформление слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать,
вставить, удалить, переместить. Макет слайдов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ
ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы
следующие результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-
7
этических нормах поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности, физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине
мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
8
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать
выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму, находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником
способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
9
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
оценивать свой вклад в общий результат
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
иметь представление о компьютере как универсальном устройстве
для передачи, хранения и обработки информации;
использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание
и назначение);
знать основные устройства компьютера;
осуществлять базовые операции при работе с браузером;
иметь представление о программном обеспечении компьютера
(понятие «программа»);
иметь базовые представления о файле как форме хранения
информации
2.Теоретические основы информатики:
знать понятие «информация»;
иметь представление о способах получения информации;
знать основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
использовать понятие «объект»;
различать свойства объектов;
10
сравнивать объекты;
использовать понятие «высказывание»;
распознавать истинные и ложные высказывания;
знать понятие «множество»;
знать название групп объектов и общие свойства объектов
3.Алгоритмы и программирование:
иметь представление об алгоритме как порядке действий;
знать понятие «исполнитель»;
иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя;
работать со средой формального исполнителя «Художник»
4.Информационные технологии:
иметь представление о стандартном графическом редакторе;
уметь запускать графический редактор;
иметь представление об интерфейсе графического редактора;
осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор»
(алгоритм вычисления простых примеров в одно действие);
иметь представление о стандартном текстовом редакторе;
знать интерфейс текстового редактора;
уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового
редактора
2 класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, системный блок;
иметь представление о программном обеспечении компьютера:
программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления
окнами;
иметь базовые представления о файловой системе компьютера
(понятия «файл» и «папка»)
2.Теоретические основы информатики:
правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
различать органы восприятия информации;
различать виды информации по способу восприятия;
использовать понятие «носитель информации»;
уметь определять основные информационные процессы: хранение,
передача и обработка;
уметь работать с различными способами организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
знать виды информации по способу представления;
уметь оперировать логическими понятиями;
11
оперировать понятием «объект»;
определять объект по свойствам;
определять истинность простых высказываний;
строить простые высказывания с отрицанием
3.Алгоритмы и программирование:
определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
осуществлять работу в среде формального исполнителя
4.Информационные технологии:
создавать текстовый документ различными способами;
набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного
текстового редактора;
знать клавиши редактирования текста;
создавать графический файл средствами стандартного графического
редактора;
уметь пользоваться основными инструментами стандартного
графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти
3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:
1.Цифровая грамотность:
различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие
информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие информацию
от компьютера пользователю;
пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки
управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл»
и «папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать,
создать, открыть, удалить);
осуществлять простой поиск информации
2.Теоретические основы информатики:
определять виды информации по форме представления;
пользоваться различными способами организации информации и
информационными процессами;
различать основные информационные процессы: хранение (носитель
информации, виды носителей информации), передача (источник информации,
канал связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации);
группировать объекты;
определять общие и отличающие свойства объектов;
находить лишний объект;
12
определять одинаковые по смыслу высказывания;
использовать логические конструкции «все», «ни один»,
«некоторые»;
решать задачи с помощью логических преобразований
3.Алгоритмы и программирование:
иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
определять алгоритм по свойствам;
иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда,
стрелка;
строить блок-схему по тексту;
иметь представление о циклических алгоритмах;
строить блок-схему циклического алгоритма;
знать элемент блок-схемы «цикл»;
строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме
линейного алгоритма;
различать основные элементы среды визуального программирования
Scratch;
использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
составлять простые скрипты в среде визуального программирования
Scratch
4.Информационные технологии:
знать, что такое текстовый процессор;
отличать текстовый процессор от текстового редактора;
создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового
процессора;
знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
знать правила набора текста в текстовом процессоре;
редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать,
вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки;
знать понятие «форматирование»;
пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет;
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
изменять положение изображения в тексте средствами текстового
процессора;
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры,
цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты
картинок, копирование фрагмента изображения
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
13
1.Цифровая грамотность:
различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера:
устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода;
различать программное обеспечение компьютера: операционная
система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ,
файловая система компьютера
2.Теоретические основы информатики:
определять виды информации по способу получения и по форме
представления;
пользоваться различными способами организации информации в
повседневной жизни;
иметь развёрнутое представление об основных информационных
процессах;
оперировать объектами и их свойствами;
использовать знания основ логики в повседневной жизни;
строить
различные
логические
высказывания: простые, с
отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или»
3.Алгоритмы и программирование:
знать элементы интерфейса визуальной среды программирования
Scratch;
создавать простые скрипты на Scratch;
программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд
«говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы,
анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
использовать условия при составлении программ на Scratch
4.Информационные технологии:
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры,
цвет, ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка
фрагмента изображения;
набирать, редактировать и форматировать текст средствами
текстового процессора;
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования
текста;
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и
изменять их положение;
создавать маркированные и нумерованные списки средствами
текстового процессора;
иметь представление о редакторе презентаций;
создавать и редактировать презентацию средствами редактора
презентаций;
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица,
14
схема;
оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1 час в неделю, всего 23 часа, 5 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Техника безопасности
Техника безопасности при работе с
Изучает правила техники безопасности при работе
компьютером
с компьютером
Анализирует различные ситуации, работает с
иллюстративным материалом
Компьютер — универсальное устройство Устройство компьютера. Клавиатура и
Обсуждает устройства компьютера
обработки данных
компьютерная мышь (описание и
Приводит
примеры
различных
устройств
назначение)
Понятие
аппаратного компьютера с опорой на собственный опыт
обеспечения компьютера
Программы и данные
Знакомство с браузером
Осуществляет работу при помощи браузера в сети
Интернет
Информация и информационные процессы
Информация и способы получения
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
информации. Хранение, передача и («хранение», «передача», «обработка»)
обработка информации
Определяет
средства,
необходимые
для
осуществления информационных процессов
Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч)
Программы и данные
Понятие программного обеспечения
Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл»,
компьютера. Файл как форма хранения
«папка»)
информации «Калькулятор». Алгоритм
Определяет программные средства, необходимые
вычисления простых примеров в одно
для осуществления информационных процессов при
действие
решении задач
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
Осуществляет работу с файлами и папками в
файловой системе компьютера
Компьютерная графика
Понятие «графический редактор».
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Стандартный графический редактор.
(«графический редактор»)
Запуск графического редактора.
Анализирует пользовательский интерфейс
16
Интерфейс графического редактора
Текстовые документы
Элементы математической логики
Элементы математической логики
Исполнители и алгоритмы Алгоритмические
конструкции
Систематизация знаний
Резерв (5 ч)
Стандартный текстовый редактор.
Интерфейс текстового редактора.
Набор текста. Исправление ошибок
средствами текстового редактора
применяемого программного средства
Создаёт и редактирует изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«текстовый редактор»)
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
Создаёт небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов
Раздел 3. Логика. Объекты (4 ч)
Понятие объекта. Названия объектов.
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Свойства объектов. Сравнение объектов
Оперирует понятием «объект»
Совершает действия с объектами на основе их
свойств
Приводит примеры объектов
Раздел 4. Логика. Множества (4 ч)
Понятие высказывания. Истинные и
Анализирует логическую структуру
ложные высказывания. Понятие
высказываний
множества. Множества объектов.
Классифицирует объекты по множествам
Названия групп объектов. Общие
Определяет общие свойства объектов
свойства объектов
Раздел 5. Алгоритмы (3 ч)
Последовательность действий. Понятие
Раскрывает смысл изучаемых понятий
алгоритма. Исполнитель. Среда
(«алгоритм», «исполнитель»)
исполнителя. Команды исполнителя.
Анализирует предлагаемые последовательности
Свойства алгоритмов: массовость,
команд на наличие у них таких свойств алгоритма, как
результативность, дискретность,
массовость, результативность, дискретность,
понятность. Знакомство со средой
понятность
формального исполнителя
Анализирует изменение значения величин при
«Художник»
пошаговом выполнении алгоритма
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Обобщает и систематизирует материал курса
17
2 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы
Компьютер — универсальное устройство
обработки данных
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Теория информации (5 ч)
Информатика и информация. Понятие
Раскрывает смысл изучаемых понятий
«информация». Восприятие
(«информатика», «информация», «носитель
информации. Органы восприятия
информации», «хранение», «передача», «обработка»)
информации. Виды информации по
Приводит примеры информационных процессов с
способу восприятия. Носитель
опорой на жизненный опыт и ранее изученный
информации. Хранение, передача и
материал
обработка как информационные
Классифицирует информационные процессы
процессы. Способы организации
Использует различные способы организации
информации: таблицы, схемы,
информации при осуществлении информационных
столбчатые диаграммы. Представление
процессов
информации. Виды информации
по способу представления
Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч)
Устройства компьютера: микрофон,
Получает информацию о характеристиках
камера, клавиатура, мышь, монитор,
компьютера
принтер, наушники, колонки, жёсткий
диск, процессор, системный блок
18
Программы и данные
Текстовые документы
Элементы математической логики
Программное обеспечение. Меню
«Пуск», меню программ, кнопки
управления окнами. Файлы и папки
Раскрывает смысл изучаемых понятий («файл»,
«папка», «меню “Пуск”», «программа»)
Определяет программные средства, необходимые
для осуществления информационных процессов при
решении задач
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с файлами и
папками
Осуществляет работу с файлами и папками в
файловой системе компьютера
Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч)
Стандартный текстовый редактор.
Набор текста. Создание и сохранение
текстового документа. Клавиши
редактирования текста. Редактирование
текста
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
Создаёт небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов
Осуществляет набор и редактирование текста
средствами текстового редактора
Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)
Введение в логику. Объект, имя
Раскрывает смысл изучаемых понятий («объект»,
объектов, свойства объектов.
«высказывание»)
Высказывания. Истинность простых
Определяет объекты и их свойства
высказываний. Высказывания
Классифицирует объекты
с отрицанием
Анализирует логическую структуру
высказываний
Строит логические высказывания с отрицанием
19
Исполнители и алгоритмы Алгоритмические
конструкции
Определение алгоритма. Команда,
программа, исполнитель. Свойства
алгоритма. Линейные алгоритмы.
Работа в среде формального
исполнителя. Поиск оптимального пути
Компьютерная графика
Стандартный графический редактор.
Создание и сохранение графического
файла. Основные инструменты
стандартного графического редактора:
заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись,
кисти
Систематизация знаний
Резерв (6 ч)
Анализирует предлагаемые последовательности
команд на наличие у них таких свойств алгоритма
Анализирует изменение значения величин при
пошаговом выполнении алгоритма
Строит алгоритмическую конструкцию
«следование»
Работает в среде формального исполнителя
Раздел 5. Графический редактор (5 ч)
Анализирует пользовательский интерфейс
применяемого программного средства
Создаёт и редактирует изображения
с помощью инструментов растрового графического
редактора
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Обобщает и систематизирует материал курса
20
3 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы
Компьютер — универсальное устройство
обработки данных
Программы и данные
Содержание программы
Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч)
Понятие «информация». Виды
информации по форме представления.
Способы организации информации
и информационные процессы.
Хранение, передача, обработка (три
вида обработки информации). Носитель
информации (виды носителей
информации). Источник информации,
приёмник информации. Способы
организации информации: таблицы,
схемы, столбчатые диаграммы.
Представление информации. Виды
информации по способу представления
Аппаратное обеспечение компьютера.
Устройства компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий
диск, процессор, оперативная память,
системный блок (описание и
назначение). Компьютер —
универсальное устройство для работы
с информацией
Программное обеспечение компьютера
(примеры и назначение). Основные
элементы рабочего окна программы.
Рабочий стол. Ярлык программы. Меню
«Пуск», меню программ Файлы и папки
(инструкции по работе с файлами и
Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«информатика», «информация», «носитель
информации», «хранение», «передача», «обработка»,
«источник информации», «приёмник информации»,
«канал связи»)
Определяет виды информации по форме
представления
Использует различные способы организации
информации при осуществлении информационных
процессов
Определяет виды носителей информации
Определяет виды обработки информации
Получает информацию о характеристиках
компьютера Определяет устройства компьютера и их
назначение
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«программа», «программное обеспечение», «Рабочий
стол», «меню “Пуск”», «файл», «папка»)
Определяет программные средства, необходимые
для осуществления информационных процессов при
решении задач
21
папками: закрыть, переименовать,
создать, открыть, удалить) Поиск
информации
Текстовые документы
Компьютерная графика
Элементы математической логики
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с файлами и
папками
Ищет информацию в сети Интернет
Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч)
Текстовый процессор. Создание и
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение текстового документа.
применяемого программного средства
Интерфейс текстового процессора.
Создаёт небольшие текстовые документы
Редактирование текста. Инструменты
посредством квалифицированного клавиатурного
редактирования: удалить, копировать,
письма с использованием базовых средств текстовых
вставить, разделить на абзацы,
процессоров
исправить ошибки. Форматирование.
Форматирует текстовые документы (изменение
Инструменты форматирования: шрифт,
шрифта, кегля, начертания, цвета)
кегль, начертание, цвет. Изображения в
Вставляет в документ изображения и изменяет их
тексте: добавление, положение
положение
Раздел 3. Графический редактор (4 ч)
Стандартный графический редактор.
Анализирует пользовательский интерфейс
Создание и сохранение графического
применяемого программного средства
файла. Инструменты графического
Создаёт и редактирует изображения
редактора: заливка, фигуры, цвет,
с помощью инструментов растрового
ластик, подпись, кисти, фон, контур
графического редактора
фигур, масштаб, палитра. Работа
Применяет навыки работы с фрагментами
с фрагментами картинок.
рисунка при создании изображений
Копирование фрагмента изображения.
Добавление цвета в палитру.
Масштабирование изображений
Раздел 4. Логика (6 ч)
Объект, свойство объекта, группировка
Группирует объекты по общим и отличительным
объектов, общие и отличающие
признакам
свойства. Нахождение лишнего объекта.
Анализирует логическую структуру
Высказывания. Одинаковые по смыслу
высказываний
высказывания. Логические конструкции
Осуществляет работу с логическими
«все», «ни один», «некоторые».
конструкциями «все», «ни один», «некоторые»
Решение задач с помощью логических
Применяет навыки работы с объектами и
22
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические
конструкции
Систематизация знаний
Резерв (6 ч)
преобразований
высказываниями для логических преобразований
Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч)
Алгоритмы и языки программирования.
Анализирует предлагаемые последовательности
Свойства алгоритмов: массовость,
команд на наличие у них таких свойств алгоритма
результативность, дискретность,
Определяет по блок-схеме, для решения какой
понятность. Понятие
задачи предназначен данный алгоритм
«Алгоритм». Способы записи
Анализирует изменение значения величин при
алгоритмов. Команда. Программа. Блокпошаговом выполнении алгоритма
схема. Элементы блок-схемы:
Сравнивает различные алгоритмы решения одной
начало, конец, команда, стрелка.
задачи
Построение блок-схемы по тексту.
Создаёт, выполняет вручную и на компьютере
Циклические алгоритмы.
несложные алгоритмы с использованием циклов и
Блок-схема циклического алгоритма.
ветвлений в визуальной среде программирования
Элемент блок-схемы: цикл. Построение
блок-схемы циклического алгоритма по
блок-схеме линейного алгоритма.
Работа в среде формального
исполнителя
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Обобщает и систематизирует материал курса
4 КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
23
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы, и количество часов,
отводимое на их изучение
Информация и информационные процессы
Компьютер — универсаль- ное устройство
обработки данных
Программы и данные
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Понятие «информация». Виды
Определяет виды информации по способу
информации по форме представления.
получения и по форме представления
Способы организации информации
Использует различные способы организации
и информационные процессы.
информации при осуществлении информационных
Хранение, передача, обработка
процессов
(развёрнутое представление). Источник
информации, приёмник информации
Компьютер как универсальное
Определяет устройства компьютера и их
устройство для передачи, хранения и
назначение
обработки информации. Аппаратное
Классифицирует устройства компьютера на
обеспечение компьютера: микрофон,
основные, периферийные, устройства ввода, устройства
камера, клавиатура, мышь, монитор,
вывода и устройства ввода-вывода
принтер, наушники, колонки, жёсткий
Получает информацию о характеристиках
диск, оперативная память, процессор,
компьютера
системный блок, графический планшет,
гарнитура, сенсорный экран. Основные
и периферийные устройства
компьютера. Устройства ввода, вывода
и ввода- вывода
Программное обеспечение (основные и
Раскрывает смысл изучаемых понятий
прикладные программы). Операционная («программа», «программное обеспечение»,
система. Кнопки управления окнами.
«операционная система», «Рабочий стол», «меню
Рабочий стол. Меню
“Пуск”», «файл», «папка»)
«Пуск», меню программ Файловая
Определяет программные средства, необходимые
система компьютера
для осуществления информационных процессов при
решении задач
Оперирует компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с файлами и
папками
24
Компьютерная графика
Текстовые документы
Мультимедийные презента- ции
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч)
Графический редактор. Создание и
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение графического файла.
применяемого программного средства
Инструменты графического редактора:
Создаёт и редактирует изображения
карандаш, заливка, фигуры
с помощью инструментов растрового
(дополнительные параметры фигур),
графического редактора
цвет, ластик, текст, кисти. Добавление
Применяет навыки работы с фрагментами
новых цветов в палитру, изменение
рисунка при создании изображений
масштаба изображения и размера
рабочего полотна. Копирование и
вставка фрагмента изображения.
Коллаж
Текстовый процессор. Создание и
Анализирует пользовательский интерфейс
сохранение текстового документа.
применяемого программного средства
Редактирование текста средствами
Создаёт небольшие текстовые документы
текстового процессора и с
посредством квалифицированного клавиатурного
использованием «горячих» клавиш.
письма с использованием базовых средств текстовых
Инструменты редактирования: удалить, процессоров
копировать, вставить, разделить на
Форматирует текстовые документы (изменение
абзацы, исправить ошибки.
шрифта, кегля, начертания, цвета)
Форматирование. Инструменты
Вставляет в документ изображения и изменяет их
форматирования: шрифт, кегль,
положение
начертание, цвет. Изображения в тексте:
Создаёт маркированные и нумерованные списки
добавление, положение.
Маркированные и нумерованные
списки
Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч)
Знакомство с редактором презентаций.
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Способы организации информации.
(«презентация», «редактор презентаций», «слайд»)
Добавление объектов на слайд:
Анализирует пользовательский интерфейс
заголовок, текст, таблица, схема.
применяемого программного средства
Оформление слайдов. Действия со
Определяет условия и возможности применения
слайдами: создать, копировать,
программного средства для решения типовых задач
вставить, удалить, переместить. Макет
Создаёт презентации, используя готовые
слайдов
шаблоны
Раздел 4. Алгоритмы 1 (5 ч)
25
Элементы математической логики
Объекты и их свойства. Объект, имя
объектов, свойства объектов.
Логические утверждения.
Высказывания: простые, с отрицанием,
с конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или»
Язык программирования
Алгоритмы. Визуальная среда
программирования Scratch. Интерфейс
визуальной среды программирования
Scratch. Линейный алгоритм и
программы. Скрипты на Scratch.
Действия со спрайтами: смена костюма,
команд «говорить», «показаться»,
«спрятаться», «ждать»
Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
Scratch: циклы, анимация, повороты
Определяет по программе, для решения какой
(угол, градусы, градусная мера) и
задачи она предназначена
вращение, движение Алгоритм с
Программирует линейные, циклические и
ветвлением и его блок-схема.
разветвляющиеся алгоритмы
Использование условий при
Осуществляет действия со скриптами
составлении программ на Scratch
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Обобщает и систематизирует материал курса
Язык программирования
Систематизация знаний
Резерв (6 ч)
Группирует объекты по общим и отличительным
признакам
Анализирует логическую структуру
высказываний
Строит логические высказывания с отрицанием
Строит логические высказывания с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», «и»,
«или»
Вычисляет истинное значение логического
выражения
Определяет по программе, для решения какой
задачи она предназначена
Программирует линейные и циклические
алгоритмы
Осуществляет действия со скриптами
26
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан
на один академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую
форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса
состоит из 6 модулей, в каждом из которых — от 3 до 6 занятий.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу
школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить
самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы:
обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины,
коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных
заданий на образовательной платформе.
27
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
помодульные дидактические материалы, представленные
образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т д )
Методические материалы для учителя:
методические материалы;
демонстрационные материалы по теме занятия;
методическое видео с подробным разбором
рекомендуемых для использования на занятии
на
материалов,
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
образовательная платформа
Учебное оборудование:
компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет);
компьютерные мыши;
клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных, практических работ
и демонстраций:
мультимедийный
проектор с
экраном
(интерактивной
доской) или интерактивная панель
28