ДООП Веселый рюкзачок

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 133
(МАОУ СОШ № 133)
620105, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Ландау, стр.39 Б
http://школа133.екатеринбург.рф, е-mail: soch133@eduekb.ru, тел/факс +7982-728-33-87
ИНН 6658571477 КПП 665801001
ОКПО 99179866 ОГРН 1246600013120

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 133

Зорина М.А.
приказ № 01.01-02/23 от 29.07.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»
(уровень программы: базовый)

Направленность: учебно-познавательная
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Буякова Анастасия Михайловна,
учитель

Екатеринбург, 2024

1.Пояснительная записка
Программа «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК» представляет собой проект, направленный на
всестороннее развитие учеников. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует
процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации
каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана с учётом нормативной базы для разработки
программы дополнительного образования:
Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организациипитания к
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования. СанПиН 2.4.2.2821-10»)
Программа воспитания МАОУ СОШ №133.
Направленность программы:
-физкультурно-спортивная
-художественная
-естественно-научная
Актуальность программы
В последнее время занятия после уроков становятся всё более актуальны. Большинство
родителей, да и современные дедушки и бабушки, основную часть времени заняты на работе.
Поэтому такие программы становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности
детей, их нравственного воспитания, интеллектуального и личностного развития.
Педагогическая целесообразность программы
Программа
педагогически
целесообразна,
так как способствует
более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид воспитательной работы:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе. Образовательное учреждение предоставляет учащимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы,
отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её
организации, отличные от урочной системы обучения.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что в современных
условиях работы школы основной целью программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК» является
максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена
общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное
развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти,
мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают
возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою
индивидуальность. Но эта возможность есть! Микроклимат программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»
идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут
проявиться особенности каждого.
Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы
общения, праздники, презентации, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия,
игры на внимание и память, игры-конкурсы,игры-соревнования, встречи с интересными людьми,

ролевые игры, прогулки, чтение художественной литературы, игры на свежем воздухе.
Данная
программа
построена
согласно
следующим принципам
воспитания:
добровольность; целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и
внеурочной форм работы; творчество и успех; доверие и поддержка; системность; доступность;
научность; создание развивающей ситуации; занимательность; сознательность и активность;
наглядность; связь теории с практикой; преемственность.
Срок освоения программы, адресат программы, режим занятий.
Программа «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК» предназначена для реализации в течение 2024-2025
учебного года. Занятия проводятся из расчёта: 28 учебных недель, 980 часов в год. Программа
предназначена для обучающихся первого класса.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 35 часов.
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 7 часов.
Объем программы – 5 модулей по 28 часов в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 980 часов.
В рамках программы реализуется 5 модулей:
1. Лепка
2. Увлекательное чтение
3. Логика
4. Рисование
5. Декоративно-прикладное искусство (далее-ДПИ)
Целью программы является создание условий для формирования духовно развитой,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд.
Задачи:

обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в школе во
внеурочное время;

оказание помощи учащимся в усвоении образовательных программ;

развитие у обучающихся мыслительных процессов, творческих способностей;

организация гармоничного развития личности учащегося с учетом возрастных
особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка;

укрепление здоровья младших школьников и развитие навыков личной гигиены;
• формирование полезных привычек;
• воспитание чувства коллективизма.
Методы и приемы воспитательной работы:

метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение
ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.

метод упражнения – осознание учениками действительности. Приемы: просьба,
приучение, испытание.

метод внушения, попечения - способ влияния на жизнь ребенка участливым
отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.

метод управления – активизация ученического самоуправления. Приемы:
установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.

метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы:
доверие, одобрение, похвала, награда.

метод наказания – способ воздействия средствами торможения. Приемы: замечание,
порицание, осуждение, недоверие и др.

Содержание программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»

Общие вопросы организации учебно – воспитательного процесса
Режим программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК» складывается из следующих форм
деятельности учащихся: учебной, досуговой, бытовой и др.
Учебная деятельность занимает в режиме программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»
значительное время. В отличие от бытовой, этот вид деятельности строго регламентирован и
организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, – самоподготовка (выполнение
домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебновоспитательном процессе, и на неё возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся.
Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным
отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают
вид отдыха, чтение, настольные игры и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени.
Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20–30% времени режима
дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает
интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую. С точки
зрения всестороннего воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в своё распоряжение
мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации
воспитательного процесса в практике работы программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК» довольно
широко используются мероприятия и сравнительно реже – занятия.
Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы
цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом,
за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью
выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как
индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в
целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.
Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов
прогулок, что даёт возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки
обусловлен своей целью и своими правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в
зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для
кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.
Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе её
идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с
окружающим миром путём непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и
воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на
протяжении всего занятия. Готовясь к экскурсии, воспитатель лишь в общих чертах планируетто,
что должно быть усвоено школьниками, так как не может предусмотреть всего, что будет
воспринято детьми. На прогулке ребята сами выбирают объекты наблюдения, сами выделяют
интересующую их информацию. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном –
в системности полученных знаний. В объёме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию.
Пестрота и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать
воспитателя. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем,
что приобретены на экскурсии. Со временем они могут бытьиспользованы школьниками в качестве
иллюстраций к определенным занятиям. Находя таким образом место в их системе, опытные
педагоги очень высоко оценивают эту форму занятия завозможность ознакомить своих питомцев
с окружающей действительностью во всем ее многообразии.
Физический труд – форма активного отдыха в группе программы «ВЕСЕЛЫЙ
РЮКЗАЧОК». В учебно- воспитательный процесс он вводится с двоякой целью: с одной стороны,
он преследует воспитательные задачи, с другой – способствует решению оздоровительных задач.
Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и
приспособлениями. Занятие дает достаточную физическую нагрузку, обеспечивает сменурабочих
поз, вызывает физическую усталость. В программе «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК», где занятия
физическим трудом проводятся систематически, наблюдается бережное отношение учеников к
школьному имуществу. Трудовая работа в составе группы или бригады исключает размолвки и

конфликты между детьми. Большое внимание во время труда школьников он уделяет бережному
отношению ребят к своей одежде, обуви, требует привести их в порядок после работы.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
аттестаци
и
/контроля
Всего
Теория
Практ
ика
1.
28
14
14
Лепка
Колобок
1
0,5
0,5
Выставка
1.1.
1.2.

Репка

1

0,5

0,5

Выставка

1.3.

Смешарики

1

0,5

0,5

Выставка

1.4.

Машинка

1

0,5

0,5

Выставка

1.5.

Цветок

1

0,5

0,5

Выставка

1.6.

Овощи

1

0,5

0,5

Выставка

1.7.

Арбуз

1

0,5

0,5

Выставка

1.8.

Яблоко

1

0,5

0,5

Выставка

1.9.

Моя игрушка

1

0,5

0,5

Выставка

1.10.

Дом

1

0,5

0,5

Выставка

1.11.

Самолет

1

0,5

0,5

Выставка

1.12.

Школа

1

0,5

0,5

Выставка

1.13.

Игровая площадка

1

0,5

0,5

Выставка

1.14.

Медведь

1

0,5

0,5

Выставка

1.15.

Кошка

1

0,5

0,5

Выставка

1.16.

Заяц

1

0,5

0,5

Выставка

1.17.

Собака

1

0,5

0,5

Выставка

1.18.

Дельфин

1

0,5

0,5

Выставка

1.19.

Корабль

1

0,5

0,5

Выставка

1.20.

Букет для мамы

1

0,5

0,5

Выставка

1.21.

Магазин

1

0,5

0,5

Выставка

1.22.

Ежик

1

0,5

0,5

Выставка

1.23.

Лебедь

1

0,5

0,5

Выставка

1.24.

Орел

1

0,5

0,5

Выставка

1.25.

Золотая рыбка

1

0,5

0,5

Выставка

1.26.

Моя любимая сказка

1

0,5

0,5

Выставка

1.27.

Дерево

1

0,5

0,5

Выставка

1.28.

Стол

1

0,5

0,5

Выставка

2.

Увлекательное чтение

28

14

14

2.1.

Крошечка-Хаврошечка

1

0,5

0,5

Беседа

2.2.

Петушок-золотой гребешок

1

0,5

0,5

Беседа

2.3.

Шотландские народные песенки.
Крошка Вилли Винки, пересказала И.
Токмакова.
Английские народные песенки.
Храбрецы, перевод С. Маршак.
Английские детские песенки.
Плывет, плывет кораблик, перевод С.
Маршака.
Чешские народные песенки для
детей. Хоровод, пересказал С.
Маршак.
Словацкая сказка "У солнышка в
гостях".
Литературная сказка.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2.11.

Г.Х. Андерсен "Принцесса на
горошине", "Стойкий оловянный
солдатик".
А. Линдгрен. Три повести о Малыше
и Карлсоне. Мио, мой Мио.
В. Гауф. Калиф-аист.

1

0,5

0,5

Беседа

2.12.

А. Милн. Винни Пух и все-все-все.

1

0,5

0,5

Беседа

2.13.

Братья Гримм. Король Дроздобород.
* Умная Эльза.
Ш. Перро. Спящая красавица.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

Д. Родари. Путешествие Голубой
стрелы.
А.С. Пушкин. Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях. Сказка о
царе Салтане…
П. Ершов. Конек-горбунок.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

П. Бажов. Серебряное копытце. *
Голубая змейка.
В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2.4.
2.5.

2.6.

2.7.
2.8.
2.9.

2.10.

2.14.
2.15.
2.16.

2.17.
2.18.
2.19.

К. Чуковский. Доктор Айболит.
Тараканище. Бармалей.
М. Пляцковский. Разноцветные
зверята.
Г. Цыферов. Как лягушонок искал
папу.
А. Митяев Богатыри.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2.24.

С. Черный. На коньках. Про девочку,
которая нашла своего мишку. Кто?

1

0,5

0,5

Беседа

2.25.

Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ"
Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как
дядя Семен рассказывал про то, что с
ним в лесу было", "Корова",
"Филипок").
Н. Носов. Живая шляпа. Дружок.
Фантазеры. Карасик. Веселая
семейка и другие рассказы.
Приключения Незнайки и его друзей.
В. Драгунский. "Он живой и
светится…"
В. Осеева. Волшебное слово.
Почему? Синие листья.
Занимательная логика

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

28

14

14

Концентрация внимания.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2.20.
2.21.
2.22.
2.23.

2.26.

2.27.
2.28.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

3.10.

3.11.
3.12.

3.13.

3.14.

3.15.

3.16.

3.17.
3.18.

3.19.

3.20.

3.21.

3.22.

3.23.

3.24.
3.25.

3.26.

3.27.

3.28.

Развитие слуховой памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. .
Задания по перекладыванию спичек.

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

Рисуем по образцу.
Рисование

28

14

14

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

4.3.

Вводный инструктаж по технике
безопасной работы. Введение в
образовательную программу
Знакомство с материалами для
уроков изобразительного искусства.
Первичные цвета. Цветовая гамма

1

0,5

0,5

Выставка

4.4.

Изображение осеннего листа

1

0,5

0,5

Выставка

4.5.

Изображение даров осени

1

0,5

0,5

Выставка

4.6.

1

0,5

0,5

Выставка

4.7.

Линия горизонта. Равномерное
заполнение листа. Изображение
осеннего дерева
В гостях у осени

1

0,5

0,5

Выставка

4.8.

В гостях у осени

1

0,5

0,5

Выставка

4.9.

1

0,5

0,5

Выставка

4.10.

Волшебные листья и ягоды.
Хохломская роспись
В сказочном снежном царстве

1

0,5

0,5

Выставка

4.11.

Рисуем зимнее дерево тампованием

1

0,5

0,5

Выставка

4.12.

Изображать можно пятном

1

0,5

0,5

Выставка

4.13.

1

0,5

0,5

Выставка

4.14.

Составление эскиза узора из
декоративных цветов, листьев для
украшения тарелочки. «Синее чудо»
Гжели
Мы в цирке

1

0,5

0,5

Выставка

4.15.

Мы в цирке

1

0,5

0,5

Выставка

4.16.

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

4.18.

Создание коллективной работы
«Любимые герои новогодних сказок»
Создание коллективной работы
«Любимые герои новогодних сказок»
Красоту нужно уметь замечать

1

0,5

0,5

Выставка

4.19.

Красоту нужно уметь замечать

1

0,5

0,5

Выставка

4.20.

Женский образ

1

0,5

0,5

Выставка

4.21.

1

0,5

0,5

Выставка

4.22.

Основы натюрморта. Ознакомление
с произведениями изобразительного
искусства. Рисование фруктов и
овощей
Узор из кругов и треугольников

1

0,5

0,5

Выставка

4.23.

Орнамент из геометрических фигур

1

0,5

0,5

Выставка

4.24.

Городецкая роспись

1

0,5

0,5

Выставка

4.25.

Красивые рыбы

1

0,5

0,5

Выставка

4.26.

1

0,5

0,5

Выставка

4.27.

Родные просторы в произведениях
русских художников и поэтов.
Фигуры человека

1

0,5

0,5

Выставка

4.28.

Русская матрешка в весеннем уборе

1

0,5

0,5

Выставка

ДПИ

28

14

14

4.
4.1.

4.2.

4.17.

5.

5.1.

Вводная беседа. Инструктаж по ТБ.

1

0,5

0,5

Выставка

5.2.

Аппликация « Земляничка»

1

0,5

0,5

Выставка

5.3.

Аппликация « Ёлки»

1

0,5

0,5

Выставка

5.4.

Аппликация « Кот»

1

0,5

0,5

Выставка

5.5.

Аппликация « Грибы»

1

0,5

0,5

Выставка

5.6.

Аппликация « Аквариум»

1

0,5

0,5

Выставка

5.7.

Аппликация « Горшочки с цветами»

1

0,5

0,5

Выставка

5.8.

Игрушки «Петушок» и « Заяц»

1

0,5

0,5

Выставка

5.9.

Оригами « Бабочка»

1

0,5

0,5

Выставка

5.10.

Кукла из ложки

1

0,5

0,5

Выставка

5.11.

Кармашек для мелочей « Слон».

1

0,5

0,5

Выставка

5.12.

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

5.16.

Конструктивные и декоративные
свойства ткани. Аппликация со
шнурками « Кот»
Изготовление аппликации « Бабочка»
с помощью ткани и прищепок.
Пришивание пуговиц Веселая
варежка « Поросенок».
Использование ниток в аппликации.
Изготовление «Овечка»
Изготовление кукол из ниток.

1

0,5

0,5

Выставка

5.17.

Изготовление кукол из ниток

1

0,5

0,5

Выставка

5.18.

Изготовление « Бабочки» из
одноразовой тарелки.
Изготовление « « Лягушонка» из
одноразовой тарелки.
Изготовление « Медвежонка» из
одноразового стаканчика.
Изготовление « Подснежников» из
одноразовых ложек.
Изготовление «Кошки» и « Дерева»
из тубы.
Изготовление « Нарциссов» из
яичных коробок.
Изготовление « Домиков» из
коробок.
Проект.
Разработка идеи. Подбор материалов.
Групповое изготовление изделий.
Анализ проделанной работы.

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

Историческая справка о пластилине.
Виды пластилина, его свойства и
применение. Материалы и
приспособления, применяемые при
работе с пластилином. Разнообразие
техник работ с пластилином.
Изготовление из пластилина
насекомых и зверей « Божья

1

0,5

0,5

Выставка

1

0,5

0,5

Выставка

5.13.
5.14.
5.15.

5.19.
5.20.
5.21.
5.22.
5.23.
5.24.
5.25.

5.26.

5.27.

5.28.

коровка», «Жук», «Улитка», « Ёж»,
«Лисица».
Изготовление сказочных героев «
Маша и медведь»,

1

0,5

0,5

Выставка

Организация режимных моментов в программе «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК»
Моменты
Задачи
Прием детей
Корректировка
внешнего
вида,
поведения,
настроения
в группу
обучающихся.
Обеспечение
психологического
комфорта.
Воспитание культуры поведения и привитие санитарногигиенических навыков.
Обед
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного
отношения к пище, формирование умения входить в общественные
помещения и выходить из них, общаться во время еды, убирать за
собой посуду.
Отдых и деятельность Восстановление
сил,
работоспособности.
Развитие
на воздухе
наблюдательности, любознательности, воспитание любви к
природе, родному краю, формирование умения вести себя в
свободном общении, играх, соревнованиях.
Переключение
Развитие познавательных потребностей, интереса к событиям
на умственную
культурной жизни страны.
деятельность
Самоподготовка
Формирование умения определять цель задания, навыков
самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности,
познавательных потребностей, умения рационально использовать
свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку,
формирование нравственных взаимоотношений в процессе
совместной работы и взаимопомощи.
Коллективно Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
творческая работа
Воспитание нравственных качеств.
Подведение
Упражнения
в
умении
анализировать,
доброжелательно
Итогов
высказываться.
Планируемые результаты освоения программы «ВЕСЕЛЫЙ РЮКЗАЧОК».
Личностные УУД:

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и
отвечать за этот выбор. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие
люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные
социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник»,
«пешеход» и др.)
Регулятивные УУД:

умения организовывать свою деятельность. Регулятивные УУД обеспечивают
учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив,
прогноз, средства, контроль, оценка).

главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.
Познавательные УУД:
умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
Коммуникативные УУД:
•
умения общаться, взаимодействовать с людьми. Коммуникативные УУД
обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать
свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся,
два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в
письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции;

работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Метапредметные результаты:
•
самостоятельно формулировать цели занятий после предварительного обсуждения.
•
совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять планрешения проблемы (задачи).
•
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки спомощью воспитателя.
•
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информациянужна для решения учебной задачи в один шаг.
•
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
•
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи сучётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместномрешении проблемы (задачи).
•
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты освоения программы:
учить называть свой домашний адрес;
участвовать в конкурсах рисунков, поделок; в беседах о дружбе, профессиях;
развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни
общества, кискусству как составной части духовной культуры;
формировать умение различать знаки дорожного движения, быть осторожным на
улице;
готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику;
выполнять различные поделки;
формировать убеждение в важности и красоте физической культуры;
– воспитывать бережное отношение к своей семье.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
–
воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны,
достопримечательности столицы России;
–
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;
–
различать основные нравственно-этические понятия;
–
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных
участков,ориентироваться на знаки дорожного движения;
- уметь преподносить подарки для кого-то, говорить теплые слова;
–
понимать важность физической культуры и здорового образа жизни;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов
семьи, друзей.
Формы контроля уровня усвоения содержания программы
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями
обучающихся. В течении года, учащиеся выполняют творческие задания, которые позволяют

детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда. Кроме того, используются:
анкетирование; самооценка; рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года.

РАЗДЕЛ
О
ВОСПИТАНИИ
В
СОСТАВЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания.
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания
является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного
отношения к культурнь ому наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно
нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается
информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие
личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в
деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к
собственному поведению и действиям других людей. Для решения задач воспитания при
реализации образовательной программы необходимо создавать и поддерживать определённые
условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации программы составляют
целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты воспитательной деятельности в
процессе реализации программы «Умники и умницы».
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы: основные и
дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых
конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов воспитания обучающихся
в
общеобразовательных
организациях
(Федеральная
программа
воспитания
для
общеобразовательных организаций), что обеспечивает единство содержания воспитания,
воспитательной деятельности, воспитательного пространства во всех образовательных
организациях, в которых обучаются дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием и формами
реализации конкретной программы с учётом образовательных потребностей детей, их семей,
родителей (законных представителей) в развитии у детей различных способностей и позитивных
личностных
качеств,
особенностей
региональных
и
местных
социокультурных
условийдополнительногообразованиядетей.Дополнительныецелевыеориентирынедолжны
противоречить основным целевым ориентирам, основанным на российских базовых
конституционных ценностях.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом
России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем,
прошлом и будущем;
— российского национального исторического сознания на основе исторического
просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
— уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека,
к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и

традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда;
— уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству,
культурному наследию;
— восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение,
реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего
быта в семье, общественном пространстве;
— уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям
своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду
в доступных по возрасту социально-трудовых ролях.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии
с художественной направленностью программы и приоритетами, заданными «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание,
формирование:
— уважения к художественной культуре, искусству народов России;
 восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства,
достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах,
выставках и т. п.;
 стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности;
 воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в
работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и
культурного наследия народов России;
 опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
2.
Формы и методы воспитания.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентировано
на свободный выбор педагогом таких видов и форм воспитательной деятельности, которые
способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов
деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней
мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программ обучающиеся:
 усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
 получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации;
 осознают себя способными к нравственному выбору;
 участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
3.
Условия воспитания, анализ результатов.
К методам оценки результативности реализации программы в части воспитания можно
отнести:
— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается
на проявлении в деятельности детей и в её результатах, определённых в данной программе целевых
ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач
программы;
— оценку творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом
(педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки зрения
достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих и
исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка;
— отзывы, интервью, материалы рефлексии, которые предоставляют возможности для
выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и в группе в целом) по выбранным
целевым ориентирам воспитания в процессе и по итогам реализации программы, оценки

личностных результатов участия детей в деятельности по программе.
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют результаты, которые
обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными
качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к
самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т.д.).
Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу,
к практике, целям и результатам собственных действий. Педагог, родители (законные
представители) детей и сами дети таким образом получают свидетельства достижения задач
воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе.
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы родителей
(законных представителей) и других участников образовательных событий и мероприятий также
дают возможность для выявления и анализа наиболее значимых результатов воспитания детей.
4.
Календарный план воспитательной работы.
Разработка календарного плана воспитательной работы в процессе реализации программы
подразумевает установление связей между содержанием программы и значимыми событиями,
связанными с направленностью программы и периодом её реализации, событиями на уровне
организации дополнительного образования, на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях (государственные федеральные и региональные праздники, местные праздники,
исторические события, юбилеи выдающихся людей, даты, закреплённые в федеральном календаре
образовательных событий на текущий год и др.).

Календарный план воспитательной работы
«Умники и умницы»
На 2024-2025 учебный год
п/п
Название
Сроки
Форма
Практический
события, мероприятия
проведения
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
1. Международный день
03.10.2024
Беседа
Фото.
защиты животных.
2. Международный день
19.10.2024
Беседа
Фото.
школьных библиотек.
3. День
народного
05.11.2024
Беседа
Фото.
единства.
4. Новый год.
27.12.2024
Беседа
Фото.
5. День
защитника
21.02.2025
Беседа
Фото.
Отечества.
6. Международный
06.03.2025
Беседа
Фото.
женский день
7. Международный день
05.04.2025
Беседа
Фото.
спорта.
8. День космонавтики.
11.04.2025
Беседа
Фото.
9. День Победы.
07.05.2025
Беседа
Фото.

4. Список литературы
1.
Н. Ф Виноградова «Как реализовать личностно – ориентированное образование в
начальной школе?» ж. «Начальная школа» №9, 2010г.
2.
Ю. Г. Тамерг «Развитие творческого мышления ребенка» СПб Речь, 2011г.
3.
Е.В.Арасланова, О.Г.Селиванова «Коммуникативно – личностное развитие младших
школьников. Теоретический аспект» Киров, ООО«Типография «Старая Вятка», 2010
4.
Е.В.Арасланова, О.Г.Селиванова «Особенности содержания и методики
преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников»
в 1 классе», методические рекомендации. Киров, 2009
5.
Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального
обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 2008
6.
Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 2010
7.Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – электрон. диск (CDROM).
8. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. –электрон. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
1.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
2.
Справочно-информационный
Интернет-портал.
–
Режим
доступа:
http://www.gramota.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».